С чего начался ваш путь внедрения ИИ в музыке и визуальном искусстве? Какие были основные трудности и вызовы на начальном этапе?
Всё началось в 2016 году с идеи адаптивной музыки, где ИИ будет генерировать музыку на основе темпа бега, сердцебиения, погоды и вкуса. Мы быстро собрали прототип Mubert Play и повезли его в Калифорнию, чтобы привлечь инвестиции. Тогда о многом из этого мало кто говорил, и рынок воспринимал это как очень креативное и необычное решение. Вторым продуктом стала платформа для музыкантов Mubert Studio, и нам нужен был контент в огромных масштабах для создания своего датасета.
Начальный этап создания продукта для меня самый интересный – много гипотез, дизайна, интервью с пользователями, споров и расставаний. Из первоначального состава основателей остался только я.
Какие уникальные возможности и проблемы представляет ИИ для традиционных форм искусства? Как ИИ может помочь артистам, музыкантам и, в целом, людям?
ИИ – это инструмент, и его адаптация будет происходить у обычных людей, которые не знают, как создавать музыку или искусство. Уже сегодня интернет полон однотипных текстов ChatGPT и изображений MidJourney. Этот стиль не перепутаем и не представляет интереса для мира искусства и текстового контента.
В музыке существуют аналогичные платформы, которые просто скармливают им всю доступную мировую музыку (нелегально и без согласия), и они генерируют “середнячок” без творческой поддержки, без звучания и, в целом, без будущего.
Я верю в подход “Человек и ИИ вместе”, где контент создается в сотрудничестве с музыкантами, где их роль ключевая, но ИИ позволяет их смешивать, выделять, делать их треки интерактивными, бесконечными и адаптивными для видео, игр или занятий спортом.
На данный момент у нас зарегистрированы более 10 тысяч музыкантов, которые загрузили на платформу более 3 миллионов своих сэмплов и петель. Это настоящий авторский контент. В это я верю.
Какие проекты на базе ИИ вас лично вдохновляют и/или восхищают?
Сегодня первые 2 недели развития рынка ИИ кажутся несколькими годами, когда мы начинали, поэтому у меня нет конкретных источников вдохновения. Если что-то меня вдохновило, то это вскоре устарело, и приходит следующее.
Как вы оцениваете перспективы использования ИИ в сфере искусства и музыки на Ближнем Востоке, и в Дубае в частности? В каких областях ИИ имеет наибольший потенциал для развития?
В основном государство инвестирует в проекты, где ИИ внедряется на уровне государственных служб. Однако рынок ИИ-стартапов здесь пока мал развит или вовсе отсутствует. Что касается искусства, в Дубае есть 40 галерей, и только 2-3 из них работают с цифровым искусством, иногда включая ИИ.
Один из наших проектов здесь – это инсталляция Weaving, которую мы представили в Dubai Future Foundation на Ассамблее ИИ. Эта организация является сестринской организацией Museum of the Future. Аудиовизуальная инсталляция демонстрировала работу ИИ в реальном времени, обучаясь и генерируя звук на основе того, что играли живые пианисты в реальном времени. Один из пианистов был Rashed Al Marzooqi, 13-летний эмиратский музыкант, ставший самым молодым музыкантом, игравшим с ИИ. Эта инсталляция привлекла большое внимание прессы и публики. Инсталляция была создана в сотрудничестве между MUBERT и DELIVERED. (моя мультимедийная продакшн-студия) и медиа-художником AIZEK.
Как культурные и социальные аспекты Ближнего Востока влияют на интеграцию ИИ в ваших проектах?
На данный момент у нас есть несколько проектов, связанных со звуком и интеграцией арабского культурного наследия для создания аудиовизуальных сред с мегапроектами в Саудовской Аравии.
Есть ли у вас опыт в привлечении инвестиций и/или финансировании ИИ-проектов? Какие советы вы могли бы дать?
Я неоднократно привлекал инвестиции в различные наши проекты. Инвестиции в ИИ-проекты в основном аналогичны обычным проектам. Сегодня инвесторы – это расчетливые бизнесмены, которые следят за цифрами и результатами. Сегодняшний раунд финансирования поднимать намного сложнее, чем 7 лет назад, но это всё равно возможно. Для успешного завершения раунда необходимо хорошо понимать свою стадию развития, рынок (его размер, доступные средства и конкуренцию), иметь четкую стратегию, знать свою аудиторию и, главное, иметь качественную команду.