СЮРВИРТУАЛИЗМ ОТ ЭЛЛЕН.

WRITTEN BY: MAX GOSHKO-DANKOV.
Эллен Шейдлин - одна из главных героинь диджитал арт-мира, который она увлеченно строит по-особому и называет сюрвиртуализмом или гармоничным сочетанием цифрового и физического, материального и неосязаемого искусств. Эллен часто бывает в Дубае, восхищаясь его стремительным развитием и амбициями. В один из таких визитов редакция BURO Middle East пообщалась с художницей.

Ваше искусство сочетает в себе тренды и новаторский подход. Какие веяния в современном искусстве оказывают наибольшее воздействие на вас?

Я не воспринимаю свое творчество как попытку идти в ногу с трендами, поскольку они, как правило, временны. Моей целью является выход за рамки их кратковременного влияния. Для меня новаторский подход – это скорее способ мышления и инструментарий, чем подчинение модным направлениям и стилям. Технологии, такие как блокчейн, NFT и искусственный интеллект, органично вписываются в мою творческую концепцию. В современном искусстве меня вдохновляет искусство диалога со зрителем. Я ценю интерактивность на выставках, когда люди задают вопросы и ищут ответы. В будущем я планирую внедрить в свое искусство элементы перформанса и даже стать активной частью экспозиции. Искусство должно оставаться живым, и я всегда стремлюсь к активному взаимодействию с зрителем.

Какие цифровые инструменты вы используете в своей работе и как они влияют на арт-процесс?

Я придерживаюсь концепции “сюрвиртуализма“, согласно которой цифровые инструменты столь же важны для создания искусства, как и традиционные. Для меня фотошоп, к примеру, имеет такую же ценность, как кисть или палитра для художника. В современной эпохе искусства грани между аналоговым и цифровым исчезают, и игнорирование одного из аспектов может привести к потере новых возможностей в искусстве. Поэтому я использую широкий спектр инструментов и всегда готова осваивать новые, так как каждый из них приносит свою уникальную перспективу в арт-процесс.

С какими вызовами вы столкнулись при интеграции ИИ в искусство, и как вы их преодолеваете?

Один из основных вызовов, связанных с интеграцией ИИ в искусство, – это изменение общественного восприятия и моральные опасения, связанные с новыми технологиями. Многие видят ИИ как потенциальную угрозу, а не как инструмент совместного творчества. Моя задача – донести до людей, что ИИ не призван заменять художников, а дополнять и обогащать их творчество. Мне важно подчеркнуть, что ИИ способен усилить искусство и культуру, а не уменьшить их значимость. С другой стороны, возникают сложности в связи с возможными ограничениями и предвзятостями внедрения ИИ в искусство, что может замедлить процесс инноваций. Это вызов, перед которым стоит современное искусство.

Каковы ваши ожидания от сотрудничества между ИИ и художниками в будущем?

Я убеждена, что мы находимся на пороге новой эпохи, которую в истории искусства могут назвать “пост-ИИ”. Художники всегда были на переднем крае общественных изменений, экспериментируя и изучая новые формы и методы. Сейчас мы переживаем период, аналогичный индустриализации 20 века, когда обыденные практики и способы восприятия мира становятся неактуальными перед лицом технологического революционного прорыва. ИИ, без сомнения, будет играть центральную роль в этой трансформации. Фраза “Покажи мне, как” может стать мантрой будущего, когда миллиарды людей будут искать пути понимания и адаптации в мире, где границы между человеком и машиной становятся все менее определенными.

Расскажите, пожалуйста, о вашей новой работе и о процессе ее создания. Какое послание она доносит?

Мой новый проект представляет собой генеративное художественное шоу, которое скоро будет представлено на моей выставке в Австралии. Назвала я его “Шум“. Вдохновение для этой серии работ я черпала из древнего мифа, описанного в “Пире” Платона. Там комедийный поэт Аристофан говорит о первоначальных людях, как о сферических существах, которые были разделены на две половины.

Вы часто бываете в ОАЭ, особенно в Дубае, расскажите о ваших ощущениях от локальной арт-среды. Насколько креаторы, приезжающие сюда со всего мира, меняют культурный ландшафт?

Мои посещения Дубая каждый раз напоминают мне, как город в пустыне может стать центром глобального искусства и инноваций. Ощущение, будто ты оказываешься в космополитическом мире, где современные небоскребы сочетаются с традиционными рынками и мечетями. Местная арт-сцена в Дубае уникальна. Галереи представляют смесь традиционного искусства Ближнего Востока с современными тенденциями мировой арт-сцены. Этот культурный синтез обогащается за счёт множества творческих личностей, приезжающих сюда со всех уголков мира. Они вносят свой вклад в формирование культурного ландшафта города, делая его ярче и разнообразнее. Меня поражает стремительное развитие и амбиции Дубая, особенно в области технологий, блокчейна и стартапов. Это место, где культура и технологии встречаются, создавая будущее прямо сейчас. И при этом Дубай сохраняет свою уникальную культурную идентичность, где национальные традиции переплетаются с глобализацией, создавая уникальное культурное пространство. В целом, мои впечатления от Дубая сочетают удивление и вдохновение. Это место, где искусство и инновации живут рядом, и я всегда жду с нетерпением моего следующего визита, чтобы узнать, какие новые возможности оно предложит.

Какие советы вы могли бы дать начинающим художникам/художницам и, возможно, самой себе в прошлом?

Развивайте в себе наблюдательность и расширяйте свой кругозор. Не застревайте в одной форме и методе; будьте парадоксальными. Ломайте шаблоны. Изучайте лекции о структурализме и овладевайте как классической живописью, так и авангардными течениями XX века, не забывайте и о новых технологиях. Создавайте диалоговые произведения и экспериментируйте. Пользуйтесь социальными сетями осторожно и найдите баланс между развлечением и искусством, досугом и наукой, эстетикой и этикой. Научитесь видеть глубже: декомпозиция является основным методом для понимания и рефлексии в мире современного искусства.