Своей открытостью миру, неустанной страстью к исследованию и стремлением создавать искусство на грани мгновения, Алена Лавдовская поднимает фешн-иллюстрацию на новый уровень. Сегодня она в Дубае, завтра уже в Дохе, потом в Париже и Милане: мода не успевает уйти со сцены, пока её кисть касается бумаги. Мы поймали Алену между показами и мастер-классами в Дубае, чтобы задать несколько волнующих нас вопросов.
Вы часто сотрудничаете с брендами, как вы находите баланс между сохранением своего уникального художественного стиля и удовлетворением конкретных требований и ожиданий ваших клиентов?
К счастью, за 20 лет я добралась до такого уровня, когда клиент приходит уже на мой стиль и в целом хочет не только исполнение иллюстрации по брифу, но и разработку креативной концепции в целом. Я люблю погружаться в проекты через исследование ДНК бренда и плотной работы с командой маркетинга, креатива или продаж, в зависимости от задачи. Поэтому мы сначала долго и жарко обсуждаем проект, а потом быстро рисуем его. А иногда – быстро обсуждаем и рисуем на одном дыхании.
Мода постоянно развивается, тенденции постоянно меняются. Как оставаться новатором в отрасли, которая требует постоянного обновления?
Я постоянно учусь – новые техники, материалы, темы, сюжеты, слежу за показами и летаю на ключевые мировые арт-события. И каждый раз это откровение и сильные эмоции. Есть ощущение, что в моде и арте открыт бесконечный источник волнующих идей, нужно только смотреть на мир широко раскрытыми глазами и быть легким на подъем.
Какая была самая яркая реакция, которую вы получили от человека, увидевшего ваши иллюстрации? Как это повлияло на вас?
Пожалуй, самым шокирующим был комментарий моего ментора в Naba Milano. Тогда я еще не знала, что фешн-иллюстратор – это отдельная профессия. В “Текстильном” мы все были дизайнерами одежды, и я рисовала себе именно такую карьеру. Однако он, понаблюдав за мной месяц, как-то подозвал меня и сказал: “Алена, ты не дизайнер.” “В смысле? А кто?” – уставилась на него я, за плечами которой уже были Академия искусств Сан-Франциско и Текстильный университет в Москве. “Ты – фешн-иллюстратор”. Занавес.
Как строится сотрудничество с брендами, которые отдают приоритет устойчивому развитию?
Однажды я даже проиллюстрировала спецпроект – азбуку осознанного потребления для Мегафона (мобильный оператор в РФ). Если говорить о том, что стоит начинать sustainability с себя и в малых дозах, то я храню все свои «черновики» и использую обратную сторону как палитру. Много рисую в цифровом формате. В работе с брендами стараюсь вшивать правильные этические коды в иллюстрации.
Индустрия моды известна своим быстрым темпом и жесткими сроками. Как вы справляетесь с давлением и сохраняете творческий настрой?
Я научилась очень быстро рисовать. Когда работаешь на неделе моды, не до перерывов. Все сдают контент со скоростью света, чтобы успеть в окно возможностей, пока коллекция еще актуальна. И в целом мне нравится делать все быстро: тогда арт получается свежим и делается на одном дыхании.
Поскольку технологии продолжают быстро развиваться, какие будущие цифровые разработки или тенденции вы считаете важными для будущего модной иллюстрации и искусства в целом?
Я влюблена в ИИ как в идейный инструмент и источник очень красивых лиц для референсов иллюстраций. Мы часто используем генеративный арт в студии как часть рабочего процесса — при создании концепции, мудборда или как самостоятельный арт, если нужно сделать быстро и вписаться в бюджет. Для меня ИИ — это отдельный инструмент, как карандаш для скетчинга.
Как вы оцениваете потенциальное влияние “цифры” на индустрию моды?
Я люблю экспериментировать с традиционными ручными материалами и техниками – сейчас изучаю линогравюру и всю жизнь рисую тушью, от нее ничего не устаю. А вот с digital у меня отдельная любовь. Если раньше я каталась на недели мод с огромным чемоданчиком и чинно раскладывала кисточки с карандашами за кулисами-все это было очень эффектно, но неудобно. Теперь я беру с собой максимум скетчбук, но всегда наготове с айпадом. Я обожаю procreate и фотошоп, одна из первых тестировала виртуальные очки в Музее Русского Импрессионизма, делала совместный проект в photoshop при запуске версии на айпаде. Но, что забавно, технически мои дети знают гораздо больше функций и фишек всех программ. Я обычно выбираю себе три любимых кисточки и вперед – вот такой минимализм во всем.